суббота, 21 мая 2011 г.

Еще немного бла-бла-бла о детях.

Я очень ленивый. И я всячески стараюсь построить тренировки так, что бы тратить на них как можно меньше драгоценной энергии в единицу времени и получать на выходе как можно больше улыбок и банок у малышей))



Катя в боевой болдер-раскраске

Почти всегда, когда у взрослых возникают вопросы в поведении детей, в них спрятаны скрытые утверждения:"Я хочу чтобы ребенок изменился так как этого хочу Я". И это "Я", оно повсюду с ними. Понять это им тяжело. Потому что для этого нужно менять самого себя, а это в эгоистические планы взрослого не входит. По их мнению меняться должны дети, так как они априори глупые, а мы - взрослые мудрые.


Чаще всего уже постановка вопроса, постановка задачи для ребенка, заставляет его бездумно подчиниться. Это не приведет к успешным отношениям, если дети сами в этом не заинтересованы. А они, как правило, не заинтересованы. Для них интересно то, что уже проверенно принесет позитивный результат.


Например, бегать кругами друг за другом и кричать.


Дети очень чувствительны к атмосфере в болдерзале. Они чувствуют страх окружающих, а страх это границы дозволенного. Страх - это границы в восприятии мира. 
И не лишним будет замечание, что в скалолазании/спорте страх определяет границы возможного куда строже, чем в других сферах.


У детей же - нет границ. Они приходят в этот мир не зная о них. И узнают они о них от нас. Результат воспитания и тренировок будет успешным, при отсутствии страха у человека подающего пример.


Задаваемые рамки диктуются страхом, сейчас я говорю о желании контролировать происходящую ситуацию, а не о лазании с нижней или сложном ключе. Дети чувствуют страх скрывающийся за желанием их контролировать. Чаще всего они восстают против попыток их контролировать, потому что страх старшего их пугает. Они видят, что взрослый "не прав", чувствуют как он боится, и своим поведением они требуют от него силы! Они хотят чтобы их любили и не боялись. Они хотят, чтобы не только они, но и тренер пребывал в спокойствии и чувствовал свою безопасность в общении друг с другом. 


А чего боятся люди? 
-Того что они не контролируют. 
-Того чего не знают!


Поэтому крайне важно делиться только той информацией, которой ты соответствуешь сам и давать то - чего ты не боишься сам. Давать только то, что ты ОСОЗНАЛ-ПРОЖИЛ, а не просто понял. 


Я считаю, что объяснение в деталях высоко духовных моделей поведения для детей (чем я порой с ними занимаюсь), не принесет пользы, если я сам не буду им отвечать. А если еще более точно выразиться, то это "мертвый опыт". Лучше всего усваивается тот опыт, который человек получает из непосредственного общения лично, это тот опыт, который я называю "истиной".


Т.е. меньше навязчивым языком молоть и больше подавать пример собственным поведением и поступками.


Важно воспитывать в себе терпимость ко всем ситуациям связанными с детьми. Всякий раз, когда маленькие дэмоны выводят вас из себя, первый шаг - это подавить в себе импульс нервно реагировать сию же минуту. 


Правильнее будет воспринимать все окружающее как должное. 


Ну конечно в меру разумности! Я очень надеюсь, что вы понимаете, если ребенок сует гвоздь в розетку, то его нужно остановить. 


Не старайтесь изменить окружающий мир и его события, не старайтесь изменить детей. Позвольте им это сделать самим, а они это сделают! И сделают ОБЯЗАТЕЛЬНО! И сделают лучше, быстрее и качественнее (так сказать по пути наименьшего сопротивления с наименьшим кол-вом потраченной энергии), чем из-под палки под контролем другого человека. 
Не заставляйте их. Позвольте им самим пройти свой путь, ведь личный опыт это то, за чем они сюда пришли - это истина. И этот опыт не сравниться ни с одной, уготовленной им школой, тренировочной программой. 


На что же тогда тренер? 


Мое мнение - только для того, чтобы подавать пример и делиться знаниями, только в том случае, когда его кто-то об этом просит. Тренер, точно такая же сущность, нуждающаяся в эволюционном развитии и учении. Он не имеет права учить без согласия, т.к. не может знать, что у другого в голове. Мы учимся все вместе: дети у нас, а мы у них. И если мы - взрослые прожили больше и плотность опыта у нас больше, то дети сами потянуться к этому кладезю. В такой ситуации ребенка не нужно заставлять. Ему не нужно объяснять "зачем это", "зачем туда лезть" и т.п..  


В народе бытует мнение, что всегда есть дети, которые "не потянуться к кладезю". А станут, например, "плохими бандитами", если мы с вами не наставим их силой на путь истинный. Я в это не верю. 


Точнее, я знаю, что это не так!


Доказывать мне здесь это лень. Я считаю, что это мнение вчерашнего дня. Мнение тех, кто думает, что существуют "плохие люди", расистов и т.п. 
Я знаю, что любой ребенок любознателен. А любознательность, это не успеваемость в школе, за нее оценку не выставишь. И поэтому тут все равны. Все одинаково голодные, но у каждого свои "вкусы". Задача взрослых - накормить. Их цель в обществе удовлетворять любознательность ВСЕХ детей и ДАТЬ ИМ ВОЗМОЖНОСТЬ получать тот опыт, которого им не достает.


А не насиловать им мозг собственными нереализованными идеями.


Так же очень важно уважительное отношение. Если ребенок почувствует, что в вашем отношении к нему преобладает безразличие, то тоже в ответ получите и вы. 


Ну а если нет, если ребенок продолжает дарить любовь не смотря на ваше отношение к нему, то тогда я бы уже его назвал взрослым/мудрым, а вас валенком неотесанным.

Давление силой и авторитетом на малыша только усугубят ситуацию. 
Не стоит лениться лишний раз отвечать на кучу, порой назойливых, "почему". Эта цепочка может утомить, но в будущем это принесет свои плоды в вашем общении.


В итоге у нас в зале маленькая группа мелких которая не нуждается в жестких рамках и принуждениях. Это самоорганизованная группа. Это не школа/армия, в которую все тупо обязаны ходить. Уровень ответственности распределен равномерно. Все понимают здесь, что в любой момент могут делать то, что хотят. 


Это как если бы в школе можно было бы вскочить из-за парты во время урока и побегать. 


Но заметьте, никто не будет тут делать глупостей. И правда - кому нужны глупости(?), когда сегодня можно успеть столькому научиться, а времени так мало!


Ребенок должен понять, что ответственность за происходящее уже сейчас лежит не на маме с папой и не на тренере, а на нем самом. Он должен научиться ценить время. Важно просить его о помощи, и спрашивать его мнение. Нужно дать ему понять, что все в  его руках уже сейчас. 


Так же хочу обратить внимание, что поддержание атмосферы в такой группе не высаживает нервную систему тренера, как это бывает в наших общеобразовательных школах. 


Я знаю, что на скалолазании мир не сходится. И есть те кому это все не интересно. Каждый найдет себя в своем. И это правильно. Каждый здесь, в этом мире, для усвоения того, чего ему не хватает. И поэтому если я вижу, что кому-то не интересно на скалолазании, то МОЙ ДОЛГ объяснить ребенку, что его целью найти тот опыт (занятие в жизни), которого ему не хватает. НИКТО кроме него самого не ответит на вопрос что же это за опыт, ни родители, ни учителя. Его цель найти себя, делать то, что у него получается лучше всего, то в чем он успешен. Его цель - стать счастливым! 


Ну а после, в счастливой жизни детей/людей открываются новые горизонты мироздания и новые цели, как, например, жизнь ради помощи другим.