вторник, 7 февраля 2012 г.

Даниель Вудс об этике в болдеринге, и не только...

Обычно мне влом переводить и писать, но тут очень актуальные моменты. 
На 8а появилась короткая заметка об этических взглядах на детали в болдер-прохождениях на естественном рельефе от Даниеля Вудса.
Смысл следующий:
1. Трогать зацепы перед флешем можно (в отличие, например, от сорев).
2. Подвисать (отрывать ноги) - нет. Это уже попытка. 
3. Подкладывать на старте под жопу второй пэд можно только если ключ не на старте, а потом дето там дальше. Короче упрощать таким образом ключевой перехват нельзя. 
4. Если ключ сделан за счет стопки пэдов, то ты лузер!




источник

кстати, вот тут интересная диссертация(!) на тему отношения к болдерингу как к спорту и как к активному отдыху, ну и видео на десерт


пара цитат и моих замечаний: 



First there is the difference between sports-and play values that can be emphasized in a particular situation. If play is more important, rules and norms are less important. If the sport aspect is the most important, one has to rely on the range of different rules to evaluate the validity of an ascent. 


- полностью согласен. Я знаю несколько людей которые с пеной изо рта доказывают, что  соревновательный аспект для них ничто, а удовольствие все. Но они врут самим себе. И даже наши спортсмены с мировым именем, люди в возрасте и много повидавшие, ведущие себя ТАК, все равно порой легко разводятся на "посореноваться". Лично я знаю только одного человека, который очень давно в этом спорте, и для которого соревнования действительно ничего не значат - это Степа Костусев, у Степы вообще свой кругозор ценностей...


In many cases the aesthetics and logic become inferior when the grade gets more important for a person. It’s not uncommon that new problems are developed by linking two existing defined lines or add an unaesthetic sit-start to a very beautiful standing start. These circumstances clearly show that sports values can be even more important than play values. Artificially increasing the difficulty of a problem, doesn’t improve aesthetics of a line and is only intended to satisfy the sports goal.


сознаюсь, я такой... :(




Ну и еще есть там момент интересный (и в диссертации и в видео), как раз он актуален в свете выше переведенных Вудсовых взглядов на сидячие старты. Mirthe пишет, что Дэйв Грем сделал первопроход The Island со "стопки пэдов" и французы обвинили его, что мол это неэтично и неправильно. Половина болдерингового олдскула там лазает ваще без пэдов, и для них этакая "табуретка" на старте - смех да и только. Но Грэм пролез ПЕРВЫЙ, и поэтому он прав. В общем, более подробно там все описано, но идея главная в том, что этика не стоит на месте. Появляется магнезия, изобретаются крешпэды. И если кто-то когда-то пролезет The Island без пэдов - ему же плюс.




А теперь немного о крымских камнях.
Тесла 8А, нашел я, первопроход Шалагин Миша.
Два и Точка 8А, нашел я и Федя Трегубов, первопроход Шалагин Миша.
Пузыри 7В+/С, нашел Ковалев Серега, первопроход я.
хочу прояснить некоторые моменты связанные с этими линиями.


На Тесле мы углубляли площадку в сумме дня 4. Старт с двух пэдов там никак не приемлем - это сделает проблему значительно проще. в идеале было бы лучше еще углубить на 30-40см, но там камни и корни. 


Тоже самое и на Два и Точка, подкладывать два пэда на первом стартовом перехвате, значит сделать первый перехват простым.


С Пузырями 7В+/С история такая. Линия которую задумал Ковалев идет траверсом, на высоте в полметра (или чуть больше) от ребра потолка, уходит за перегиб и наверх. На этой длинной трассе много больших зацеп, на которых можно реально висеть и отдыхать. Я пролез Пузыри стартуя с того же места и траверсом по ребру берясь руками не выше 15-20см края (ну как всегда, когда лезешь по ребру). Когда я увидел эту трассу впервые, держа на руках рисковский гайд, я просто не поверил, что трасса может идти по таким ручканам выше на 40-50см, и поэтому полез по самому краю, точно могу сказать что так сложнее;) именно поэтому я так и полез! Пройдя все ребро я вылез на верх камня, не став траверсировать весь камень дальше, к тому же явно выраженное ребро по которому я лез, на этом моменте заканчивается. Я считаю эту линию удачной, логичной и всем ее советую! Она далеко не простая.


Когда я пролез Пузыри Серега мне сказал, что это первопроход. Но я пролез не его задуманный маршрут, хоть и считаю, что мой вариант как минимум не легче, и назвал его Пузыри. Наверное это не правильно?!
Но с другой стороны кто-то всегда сможет пролезть другим вариантом (например без пэдов))) и назвать The Big Пузыри :)